Детский сад: первое впечатление и адаптация

Эту тему я намеренно оставила на потом… Объясню почему: сначала были эмоции и, как я понимаю сейчас, взгляд на события был тогда недостаточно объективным… Но давайте обо всем по порядку.

Первое впечатление – оно такое важное как для взрослых, так и для детишек. Есть множество информации, как лучше сделать, чтобы оно – первое впечатление от детского сада – у ребенка было положительное. Но на практике, к сожалению, не все можно реализовать.

В саду есть свои «правила по адаптации», а перед мамой становится выбор: подчиниться им или пойти против них ради своего малыша. Но, не навредит ли это ему или другим участникам этого процесса?

С одной стороны воспитатель уже имеет опыт, с другой стороны – мама знает своего малыша. И лучше адаптация пройдет тогда, когда воспитатель будет находить индивидуальный подход к каждому малышу, применяя свой опыт и получая необходимую информацию от матери.

Многие специалисты советуют начинать посещать садик постепенно и сначала вместе с мамой на прогулке, затем в группе также с мамой, а потом уже и можно оставлять ребенка одного – когда он познакомится и доверится воспитателю. Однако, в нашем саду мам просят даже не заходить в группу, поскольку ясельная группа – это очень сложная аудитория. Ты сделаешь лучше своему ребенку, однако огорчишь всех остальных детишек и подбросишь работы воспитателю – плач будет стоять и множество вопросов: «А моя мама где???».

Наш первый день

Макарчик уже был в саду – ходил вместе со мной на учредительное родительское собрание, поэтому рассказы о садике уже мог себе визуализировать, понимал куда мы идем и мне хотелось верить, что ему там понравится. Я очень волновалась, хотя старалась выглядеть как можно спокойнее и веселее.

Мы пришли рано, так просили приходить тех, кто приходит первый раз. Вообще детишек разделили на группки и этап адаптации растянули на месяц – добавляли в группу по 2-3 ребенка дважды в неделю. Так как Макар был маленьким и я еще не выходила на работу, мы попали в последнюю группку и шли в садик в начале октября. Я переодела Макара и завела в группу, детей было еще мало – 2 или 3. Я представила его воспитателю, а он увидев игрушки – нашел себе занятие. Воспитательница рассказала мне определенные организационные моменты, и я ушла… Вот на этом этапе я допустила огромную ошибку. Воспитательница (не знаю, почему так получилось) никак не познакомилась с Макаром, не присела к нему, не назвала себя. Одним словом, между ними не возник контакт и получается, что я оставила своего малыша одного в чужом месте с незнакомыми людьми. Придя через два часа, я увидела в окне своего малыша, который плакал и звал маму. Мое сердце разорвалось на кусочки…

На следующий день..

Малыш уже начал плакать еще в раздевалке, а мне самой хотелось плакать вместе с ним и вообще забрать его и оставить попытки. Воспитательница не спешила мне на помощь, мне пришлось ее звать, чтобы она забрала его в группу…

Он плачет в саду, а я дома. Я начала себя накручивать, что возможно к моему ребенку какое-то «особое» отношение из-за того, что мы попали в садик наперекор системе. Я не была готова к такому повороту событий. Мой Макар очень веселый и любит играть с детьми и игрушками, я была уверена, что он быстро адаптируется, все сначала плачут, однако важный критерий, чтобы ребенок не плакал все время. В таком случае, малыша лучше забирать и не водить или в этот садик, или же он просто еще не готов к разлуке с мамой. Мне нужно было понять, причина в отношении к нему или в его неготовности. Детский сад – это не то место, где выясняют отношения, не имеет смысла ссориться с теми, кому доверяешь самое ценное – своего ребенка. Да и родители очень хвалили нашу воспитательницу, говорили, что нам с ней очень повезло. Я забирая Макара, поговорила с воспитательницей о том, что очень волнуюсь и попросила совета, как лучше. Воспитательница сказала одну важную вещь: пока вы не успокоитесь – ребенку будет плохо, он все чувствует.

Так прошли наши первые два дня в саду, дальше были выходные…

С понедельника мы снова пошли в садик, Макарчик плакал утром, и порой в течение дня (ходили мы первые два дня по два часа, а затем оставались уже до сна). В среду я взяла себя в руки, заверила себя, что ребенок в безопасности, его там не обижают, следят, кормят. Придя домой, я сделала кофе и занялась делами, максимально погрузившись в них с головой. Как же я была приятно поражена, когда в саду не услышала плач своего малыша, а воспитательница сказала, что он молодец и почти не плакал. А в четверг он уже сказал мне в раздевалке – пока, мама, поцеловал и пошел к детям… Конечно, он еще плакал иногда, когда вспоминал обо мне, но это была победа и знак – что все будет хорошо!!!

Если бы я описывала эти события сразу, то могла бы оскорбить воспитателя, поскольку мне действительно казалось, что моему ребенку не уделили должного внимания и т.д. Затем разговаривая с мамой двух детей, я поняла, что так кажется, пожалуй, всем мамочкам первенцев.

Из своего опыта посоветую следующее:

уделите достаточно внимания знакомству малыша с воспитателем, проявите инициативу (чего не сделала я)
соберитесь и отпустите ситуацию, делайте что угодно, только не думайте о малыше – он чувствует вашу тревогу даже на расстоянии;
уважайте правила детского сада, поскольку я имела неосторожность заглянуть в группу чтобы забрать Макара после обеда (мне не сказали, что следует просто ждать в раздевалке) – и спокойные дети, которые собирались идти ко сну, сразу начали плакать за своими мамами
если вас что-то не устраивает, попробуйте об этом спокойно поговорить с воспитателем, возможно, вместе вы найдете компромисс.
Могу сказать, что наша адаптация еще не завершена до конца, поскольку уже на выходных, после первой полной недели, Макар заболел. Болезни – это отдельная тема для обсуждения… После болезни вновь начинается все с начала, однако начало уже есть… И хотя были ошибки, мы их исправили и теперь я веду своего малыша в садик с хорошим настроением и без волнений!

Впереди еще один сложный этап – остаться на дневной сон, но я уверена – все получится! Продолжение следует…