Что нужно знать родителям о детях, переживших гибель близких

Что дети могут переживать гибель близкого так же, как взрослые.
Что реакция детей сходна с реакцией взрослых, переживших травму.
Что реакции посттравматического стресса иные и более многообразные, чем реакции горя.
Что дети не обязательно должны быть жертвами или свидетелями теракта , чтобы получить травму: достаточно, что они имеют отношение к кому-то (другу, родственнику, ровеснику), пережившему теракт.
Что такое трагическое событие в семье может травмировать всю семью.
Что каждый член семьи реагирует на травму по-своему.
Что сходные реакции у одних будут выражены сильнее, а у других — слабее.
Что чем дольше дети, пережившие травму, живут без специальной помощи, тем с большей вероятностью пост-травматический синдром может приобрести хронический и чрезвычайно болезненный характер.
Что травматическую реакцию нельзя предотвратить, но можно свести к минимуму ее негативные последствия для учебной деятельности ребенка, его поведения, личности и эмоционального развития, если как скорее обратиться за помощью.
Что дети, когда им предоставляется такая возможность, могут и хотят обратиться к деталям травмирующего события.
Что дети, пережившие гибель близкого, должны находиться под наблюдением в течение нескольких лет, поскольку травматические реакции могут возвращаться и спустя многие годы.
Специальное вмешательство психолога может помочь ребенку испытать облегчение, освобождение от того ужаса, который он испытывает, а также сохранить чувство контроля над «монстрами», которых пробуждает пережитое.
Что дети, родители которых обратились за помощью к специалисту по травме, будут вечно благодарны родителям за то, что те с пониманием отнеслись к их потребности поговорить с кем-то, кто понимает, какой ужас они испытывают.
Что не каждый психиатр, психолог, социальный работник, школьный советник или врач знает, как лучше помочь в этой ситуации.
Что существуют вопросы, которые следует задать, чтобы выяснить, насколько школьный советник, социальный работник и т.п. может быть полезен ребенку.
Что существуют совершенно особые способы реагирования на особые реакции ребенка.
Что ребенок, переживший травму, остро нуждается в родительском тепле терпении, защите, безопасности и базовом доверии.
Что вам самим тоже нужна поддержка.

Понимают ли дети, что произошло с их близким?
0-2 года — Утрата воспринимается только как временная разлука.

2-6 лет — Магическое мышление; вера в всесильность — возможность предотвратить событие или сделать так, чтобы оно свершилось.

6-12 лет — Конкретное мышление — ребенок все воспринимает буквально. Если ему говорят: «Мы потеряли твоего брата» — ребенок ответит: «Пойдемте его искать». Если говорят: «Папа заснул», ребенок может бояться спать.

12 лет и старше — Реалистическое мышление, понимание окончательности смерти.
Как понять, что ребенку нужна помощь психолога?
ребенок горько плачет в течение долгого времени
у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева
происходят резкие изменения в поведении ребенка
заметно снижаются школьные успехи и оценки
ребенок надолго замыкается в себе
ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил
ребенку снятся кошмары и нарушается сон
ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания
ребенок резко худеет
ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни
ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме